Искусство танца и боя, которые совмещены в одно и существуют в музыкальном мире африканских ритмов. История капоэйры туманна. Есть множество гипотез о том, откуда капоэйра
взялась. Самая логичная версия: португальцы вывозили из Африки (Анголы,
Мозамбика, Конго) в Бразилию рабов, которые ее и создали. Есть мнение,
что беглые рабы придумали капоэйру для защиты своих поселений,
«киломбос». Есть мнение, что капоэйру придумали не беглые, а те,
которым бежать не удавалось, но которые того очень хотели: чтобы
угнетатели ничего не заподозрили, они маскировали боевое искусство под
танец. Затем в течение долгого времени капоэйру отождествляли с
воровством, убийством и грабежами: так происходило из-за ее
популярности у городских бродяг Бразилии. И, хотя то было уже не
искусство танца-борьбы, все, что напоминало капоэйру, находилось под
запретом. К двадцатым годам двадцатого века капоэйра «ушла в подполье»
и совсем стала походить на танец. В тридцатом году случился военный
переворот, изменивший культурную обстановку, а в тридцать втором
открылась первая официальная школа капоэйры. С тех пор она стала
плодиться и размножаться в Бразилии, а после и по всему миру. Капоэйристы называют свое занятие игрой. Участники игры образуют круг
(«роду», то есть солнце), играют на музыкальных инструментах и поют. В
центре роды находятся двое импровизирующих танцоров. Их танец выглядит
как плавная нить движений, среди которых стойки на руках, голове,
«колеса», сальто. Физического контакта между танцорами, как правило,
нет, удары руками нетрадиционны (руки используются для опоры и защиты),
ноги часто оказываются вверху, над телом. Участники круга поочередно
сменяют танцующих. С убыстрением музыки танец, становясь все более
динамичным, развивается к кульминации. Если не принимать во
внимание боевую составляющую, капоэйру можно считать яркой
разновидностью современного танца. Многие ее движения позаимствовал
нижний брейк.